Дорожные покрытия
Проезжая часть улиц и дорог должна иметь одежду, соответствующую требованиям движения транспорта. Дорожная одежда состоит из нескольких слоев. Верхний слой одежды называется покрытием. Покрытие в свою очередь может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого в процессе эксплуатации, и собственно покрытия. Покрытие может быть однослойным и двуслойным. Под покрытием располагается основание — несущая часть одежды, обеспечивающая вместе с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.
Основание может состоять из одного или из нескольких слоев исходя из общей толщины одежды, установленной расчетом, и необходимости разделения на слои по условиям технологии производства работ. Нижний конструктивный слой дорожной одежды, располагаемый под основанием, называется подстилающим слоем.
Классификация покрытий проезжей части по СНиП 11-60-75 приведена в табл. 4. Конструкции дорожных одежд жесткого типа приведены на рис. 1.
Рис. 1. Конструкция дорожного асфальтобетонного покрытия на цементно-бетонном основании: двуслойного (а), однослойного (б)
1 - песчаный или мелкозернистый асфальтобетон;
2 - крупнозернистый асфальтобетон;
3 - бетон марки М200;
4 - песок;
5 - мелкозернистый асфальтобетон
Таблица 4. Классификация покрытий проезжей части дорог
Категория улиц и дорог | Тип покрытия и конструкции проезжей части |
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения | Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и железобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаичные мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые мостовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами) |
Магистральные улицы районного значения | Усовершенствованные капитальные; усовершенствованные облегченные (из битумно-материальных смесей или холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, на гранитных основаниях, укрепленных вяжущими материалами; щебневые и гравийные; брусчатые мостовые на песчаном основании) |
Улицы и дороги местного значения промышленных и складских районов | Усовершенствованные капитальные или облегченные переходные (грунтоасфальтовые; щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами; грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими; мостовые из булыжников и колотого камня) |
В том числе: жилые улицы и проезды поселковые улицы и дороги |
Усовершенствованные облегченные и переходные Усовершенствованные облегченные или переходные (гравийные, щебеночные, шлаковые, грунтовые, улучшенные местными материалами) |
Тротуары, пешеходные дорожки. Ширина тротуаров устанавливается с учетом категории и назначения улицы и дороги в зависимости от размеров пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, деревьев и т. п.; ширину пешеходной части тротуаров следует принимать кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м. Ширину пешеходной части тротуаров улиц и дорог различных категорий следует принимать согласно табл. 5.
Таблица 5. Ширина пешеходной части тротуаров
Категория улиц и дорог | Ширина, м | |
на первую очередь | на расчетный срок | |
Магистральные улицы: | ||
общегородского значения | 4.5 | 7.5 |
районного значения | 3 | 6 |
Улицы и дороги местного значения (жилые улицы) | 2.25 | 4.5 |
Дороги промышленных и коммунально-складских районов | 1.5 | 4.5 |
Поселковые улицы | 1.5 | 1.5 |
Пешеходные дороги | 3 | 4.5 |
Бортовой камень, ограждающий тротуар от проезжей части улиц и дорог, должен быть приподнят над проезжей частью на 15 см.
Конструкция дорожной части основной сети тротуаров приведена в табл. 6.
Таблица 6. Конструкция дорожной одежды тротуаров
Основание | Толщина слоя основания, см | Покрытие | Толщина слоя покрытия, см |
Щебень известковый прочностью 30 ... 60 МПа | 10 | Песчаный асфальт | 3 |
Грунт, укрепленный цементом (8 ... 14% массы сухой смеси) | 15 | То же | 3 |
Грунт - асфальт на песчаных грунтах | 4 | » | 3 |
Грунт - асфальт на супесчаных грунтах | 4 | » | 3 |
Песчаный местный грунт или песчаный слой | - | Бетонные пли железобетонные плиты | 4 ... 6 |
К сборным покрытиям тротуаров предъявляют те же требования, что к усовершенствованным покрытиям других типов: они должны быть ровными, нескользкими, обладать требуемой прочностью и устойчивостью. Устойчивость конструкции тротуаров в первую очередь должна обеспечиваться устойчивостью земляного полотна, для которого имеет большое значение водоотвод.
Для исключения влияния погодно-климатических условий на устойчивость земляного полотна и расположенных на нем оснований и покрытий тротуаров между основанием и земляным полотном устраивают подстилающий слой (водоморозозащнтный), способствующий созданию благоприятного водно-теплового режима. Этот слой (дренирующий) устраивают из водопропускающнх (дренирующих) материалов (песка, песчано-гравийных смесей, шлака металлургического, гравия н других сыпучих материалов). Водопоглощающая способность этих материалов характеризуется скоростью фильтрации воды, которая должна быть не менее 3 м3/сут. В зависимости от типа грунтов земляного полотна и климатических условий толщина дренирующего слоя может быть принята в соответствии с данными табл. 7.
Таблица 7. Толщина дренируемого слоя
Грунты | Толщина подстилающих слоев, см. в климатических зонах | ||
II | III | IV, V | |
Супеси легкие | 10 | 10 | |
Супеси тяжелые, пылевые пески | 15 | 12 | 10 |
Суглинки, глины | 20 | 15 | 10 |
Пылеватые супеси и суглинки | 2 Г. | 20 | 15 |
Попадающая в дренирующий слой вода с помощью дренажей мелкого заложения отводится в водосточную сеть. Простейшими н наиболее распространенными типами оснований сборных покрытий тротуаров являются песчаники, толщину которых принимают не менее 10 см.
При наличии песчаного подстилающего слоя толщиной 15 см н более укладку плит или мощение производят непосредственно по этому слою. При плитах малых и средних размеров верхний слой песка толщиной 10 см рекомендуется стабилизировать введением цемента в количестве 10... 12% (по массе).
Укладка малоразмерных тротуарных плит непосредственно на песчаный необработанный слой производится в основном на внутриквартальных территориях при хороших грунтовых и гидрогеологических условиях. При покрытии из мелких элементов (мозаичная плитка и др.) удельные нагрузки на основание обычно повышаются по сравнению с нагрузками, передающимися через плиты. В этом случае основания выполняют из каменных материалов (щебня) или металлургических шлаков. При этом мощение ведут по укладываемому поверх основания выравнивающему слою из песка или мелких каменных высевок толщиной 2...3 см.
Толщину основания принимают в зависимости от расчетных нагрузок на покрытие, размеров сборных элементов покрытия, материалов основания, грунта земляного полотна и условий по увлажнению.
Покрытия тротуаров рассчитывают на движение пешеходов, пропуск тротуароуборочных машин, а в отдельных случаях — легковых или грузовых автомобилей с учетом въезда последних на территорию микрорайонов, подъезда к отдельным расположенным вдоль улицы зданиям (в частности, торговым), заезда различных аварийно-ремонтных машин.
При расчете одежд тротуаров принимают следующие нагрузки на колею расчетного автомобиля, кН:
при заезде одиночных автомобилей, в основном легких, - 12,6;
при заезде различных автомобилей, в том числе уборочных, - 27,5 (55 на ось);
при возможном заезде тяжелогруженых автомобилей - 35.
Толщину оснований для сборных покрытий тротуаров следует принимать в зависимости от материала.
- Прочные каменные материалы, цементно-грунтовые смеси 10 ... 12
- Металлургические шлаки 12 … 13
- Битумогрунтовые, битумогравийные и битумощебеночные смеси 7 ... 8
- Щебень из слабых каменных материалов или кирпичный 13 ... 15
Конструкции сборных покрытии тротуаров на песчаном н щебеночном основании приведены на рис. 86.
Плиты укладывают в плане без перевязки швов (в этом случае продольные и поперечные швы между соседними плитами совпадают друг с другом) или с перевязкой швов. Покрытия из бетонных плит различной формы приведены на рис. 87.
а - при укладке прямоугольных плит без перевязки швов; б, в - то же с перевязкой швов; г - при укладке плит диагональными рядами; д, е - при укладке шестиугольных плит.
Для заполнения зазоров между плитами рекомендуется использовать водостойкие материалы, обладающие хорошим сцеплением с плитами покрытий и обеспечивающие герметичность швов между ними. Для этой цели применяют цементный раствор, смесь песка с битумом или битумную мастику, которая состоит из битума (60%), известнякового порошка (20 ... 25%) н асбестовой крошки (15 ... 20%).
Техническая характеристика тротуарных плит приведена и табл. 9 ... 10.
Тротуарные плиты должны изготовляться из тяжелого бетона марок М300, М350, М400 и М450 или из песчаного бетона марки не менее М 400.
Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе должна быть не менее указанной ниже.
Таблица 8
Марка бетона | Прочность, МПа: | |
на сжатие |
на растяжение при изгибе |
|
М 300 | 30 | 4 |
М 350 | 35 | 4.5 |
М 400 | 40 | 5 |
М 450 | 45 | 5.5 |
Таблица 9. Характеристика квадратных и прямоугольных тротуарных плит
Тип плиты | Размеры плиты, мм | Mecca плит, кг, укладываемых но щебеночном и бетонном основаниях, при плотности, т/м3 | ||||
а | б | Толщина h на основании | ||||
щебеночном и бетонном | песчаном и стабилизированном | 2.3 | 2.4 | |||
Квадратные плиты | ||||||
K1 | 200 | - | 50 | 60 | 4,6 | 4,8 |
К2 | 250 | - | 50 | 60 | 7,2 | 7.5 |
КЗ | 300 | - | 50 | 60 | 10,35 | 10.8 |
К4 | 375 | - | 50 | 70 | 16,2 | 16.9 |
К5 | 400 | - | 50 | 70 | 18,4 | 19.2 |
К6 | 500 | - | 50 | 70 | 28,8 | 30 |
К7 | 750 | - | 60 | 80 | 77.6 | 81 |
К8 | 1000 | - | 80 | 100 | 230 | 240 |
Прямоугольные плиты | ||||||
П1 | 375 | 250 | 50 | 60 | 10.8 | 11,25 |
П2 | 500 | 250 | 50 | 70 | 14.4 | 15 |
П3 | 500 | 375 | 50 | 70 | 21.6 | 22,5 |
П4 | 750 | 375 | 60 | 70 | 38.8 | 40,5 |
П5 | 750 | 500 | 60 | 70 | 51.7 | 54 |
П6 | 1000 | 500 | 80 | 80 | 92 | 96 |
Примечание. Толщина плиты в местах заезда тяжелого автотранспорта на тротуар для плиты К1! принята 80 мм, для остальных плит - 100 мм.
Таблица 10. Характеристика пяти- и четырехугольных тротуарных плит
Тип плиты | Размеры плиты, мм | Масса плит, кг, укладываемых на щебеночном н бетонном основаниях, при плотности, т/м3 | |||||
а | а1 | б | Толщина h на основании | ||||
щебеночном и бетонном | песчаном и стабилизированном | 2.3 | 2.4 | ||||
Пятиугольные плиты для окаймления квадратных и прямоугольных плит | |||||||
01 | 177 | 90 | 353 | 50 | 60 | 7.25 | 7.56 |
02 | 312 | 253 | 414 | 50 | 60 | 17.22 | 17.96 |
03 | 233 | 152 | 466 | 50 | 60 | 14.38 | 15.01 |
04 | 265 | 178 | 530 | 50 | 60 | 18.92 | 19.75 |
05 | 283 | 368 | 566 | 50 | 60 | 33.16 | 34.6 |
06 | 363 | 90 | 706 | 50 | 60 | 21.64 | 22.58 |
07 | 529 | 442 | 1058 | 60 | 80 | 103.2 | 107.6 |
08 | 707 | 86 | 1414 | 80 | 100 | 114.7.4 | 119.73 |
Пятиугольные плиты для окаймления шестиугольных плит | |||||||
09 | 125 | 125 | 432 | 50 | 60 | 9.31 | 9.72 |
010 | 187 | 375 | 648 | 50 | 70 | 34,91 | 36,43 |
011 | 250 | 250 | 865 | 60 | 80 | 44,76 | 46.71 |
Четырехугольные плиты для окаймления шестиугольных плит | |||||||
012 | - | 216 | 500 | 50 | 60 | 9,31 | 9,72 |
013 | - | 324 | 750 | 50 | 70 | 20.96 | 21,87 |
014 | - | 433 | 1000 | 60 | 80 | 44,82 | 46,76 |
Примечание. Толщину плит в местах заезда тяжелого автотранспорта на тротуар принимают 100 мм.
Таблица 11. Характеристика фигурных плит
Тип плиты | Размеры плиты, мм |
Масса плит, кг, при плотности |
Расход плит на 1 м2, шт |
||
Длинна | Ширина | Толщина | |||
Ф1 | 200 | 200 | 70 | 4.4 | 38 |
Ф2 | 285 | 200 | 70 | 07 | 25 |
ФЗ | 200 | 186 | 70 | 4.4 | 38 |
ФА | 250 | 200 | 70 | 5.1 | 33 |
Ф5 | 400 | 444 | 70 | 22.4 | 7.5 |
Фб | 400 | 110 | 70 | 18.8 | 9 |
Ф7 | 560 | 400 | 70 | 31.2 | 5.5 |
Отмостки у зданий следует устраивать из литого асфальта толщиной 2.5 см, шириной 0.75 м. а в отдельных случаях 0,5 м. Для оснований в отмостках применяют известковый щебень или металлургический шлак слоем 6 см или кирпичный щебень слоем 8 см. Для оснований в отмостках можно применять также местные грунты, укрепленные цементом (8... 10% по массе сухой смеси).
Для пешеходных дорожек применяют покрытия из грунтов, укрепленных различными вяжущими материалами, основными из которых являются цементы и битумы. Наиболее подходящими грунтами для укрепления их вяжущими материалами являются супеси и суглинки с числом пластичности 3... 15.
Болдырева Л.А., Левинзон А.Л., Миропольская Н.К. - Инженерная подготовка строительных площадок и благоустройство территорий – 1985 г.