Бортовые камни

Существенными элементами конструкции дорог являются элементы сопряжений проезжен части с тротуарами и газонами, а также тротуаров с газонами (рис. 1).

Рис. 1. Конструкции сопряжения проезжей части с тротуарами и газонами н тротуаров с газонами

а - сопряжение проезжей части с тротуаром или с газоном и тротуара с газоном бетонным бортом 15x30 см; , - то же самое, бортом 8x20; в, г - сопряжение тротуара с газоном лентой дерна; д - то же, кирпичом; е - та же, керамическим бортом-штакетником; 1 - проезжая часть, 2- тротуар или газон, 4 - бетонное основание; 5 - лента дерна; 6 - спица деревянная; 7 - тротуар: 8 - газон; 9 - растительный грунт; 10 - кирпич красный; 11 - керамический борт - штакетник

Сопряжения проезжей части с тротуарами выполняют с помощью бетонного бортового камня. В зависимости от формы бетонные камни подразделяют на прямые рядовые, прямые въездные, криволинейные.

Марки и размеры бортовых камней приведены н табл. 1.

Таблица 1. Камни бортовые бетонные и железобетонные

Марка Размеры, мм Радиус кривизны R, м Назначение камня
Высота h Ширина по низу b Длина L
П1-1 300 160 1000 - Для отделении проезжен части внутриквартальных проездов от тротуаром и газонов
П1-2 300 150 1000 -
П2-1 300 180 1000 - Для отделения проезжей части магистральных улиц от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта н обособленного полотна трамвайных путей
П2-2 300 180 3000 -
П3 450 180 3000 - Для отделения проезжей части дорог or тротуаров на съездах в тоннелях н от распределительных полос
П4 600 200 3000 - Для отделении проезжей части корм от тротуара на мостах
П5 300 150 3000 - Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров н газонов
Пб 300 180 3000 - Для отделении проезжей части магистральных улиц от тротуаров и газонов
П7 300 80 1000 - Для отделения пешеходных дорожек н тротуаров от газонов
ВП1 300 150 1000 - Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок П1-1 и П1-2
ВП2 300 180 1000 - Для отделения проезжей части магистральных улиц при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок П2-1 и П2-2
К1 300 150 1000 5 Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров н газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок П1-1 и П1-2
К2 300 150 1000 8
К3 300 150 1000 12
К4 300 150 1000 15
К5 300 180 1000 5 Для отделения проезжей части магистральных улиц от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок П2-1 и П2-2
Кб 300 180 1000 8
К7 300 180 1000 12

Бортовые камни всех типов, предназначенные для отделения проезжей части городских улиц, дорог и проездов от тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта, должны изготовляться ИЗ тяжелого бетона марки М400 но пределу прочности на сжатие и марки М50 по пределу прочности на растяжение при изгибе; бортовые камин, предназначенные для отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов в городских марках, скверах н на бульварах, - из бетона марок МЗОО и М40 соответственно.

Внешний вид и качество поверхности бортовых камней должны удовлетворять следующим требованиям:

  • искривление лицевой поверхности по длине камня не ДОЛЖНО превышать 3 мм на 1 м длины;
  • неперпендикулярность боковых (торцовых) и продольных лицевых плоскостей не должна превышать 2 мм;
  • отклонение лицевой поверхности криволинейных бортовых камней от проектной кривизны не должно превышать 5 мм;
  • трещины на камне не допускаются, за исключением поверхностных; усадочные трещины допускаются шириной не более 0,1 мм.
Наверх