Бортовые камни
Существенными элементами конструкции дорог являются элементы сопряжений проезжен части с тротуарами и газонами, а также тротуаров с газонами (рис. 1).
Рис. 1. Конструкции сопряжения проезжей части с тротуарами и газонами н тротуаров с газонами
а - сопряжение проезжей части с тротуаром или с газоном и тротуара с газоном бетонным бортом 15x30 см; , - то же самое, бортом 8x20; в, г - сопряжение тротуара с газоном лентой дерна; д - то же, кирпичом; е - та же, керамическим бортом-штакетником; 1 - проезжая часть, 2- тротуар или газон, 4 - бетонное основание; 5 - лента дерна; 6 - спица деревянная; 7 - тротуар: 8 - газон; 9 - растительный грунт; 10 - кирпич красный; 11 - керамический борт - штакетник
Сопряжения проезжей части с тротуарами выполняют с помощью бетонного бортового камня. В зависимости от формы бетонные камни подразделяют на прямые рядовые, прямые въездные, криволинейные.
Марки и размеры бортовых камней приведены н табл. 1.
Таблица 1. Камни бортовые бетонные и железобетонные
Марка | Размеры, мм | Радиус кривизны R, м | Назначение камня | ||
Высота h | Ширина по низу b | Длина L | |||
П1-1 | 300 | 160 | 1000 | - | Для отделении проезжен части внутриквартальных проездов от тротуаром и газонов |
П1-2 | 300 | 150 | 1000 | - | |
П2-1 | 300 | 180 | 1000 | - | Для отделения проезжей части магистральных улиц от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта н обособленного полотна трамвайных путей |
П2-2 | 300 | 180 | 3000 | - | |
П3 | 450 | 180 | 3000 | - | Для отделения проезжей части дорог or тротуаров на съездах в тоннелях н от распределительных полос |
П4 | 600 | 200 | 3000 | - | Для отделении проезжей части корм от тротуара на мостах |
П5 | 300 | 150 | 3000 | - | Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров н газонов |
Пб | 300 | 180 | 3000 | - | Для отделении проезжей части магистральных улиц от тротуаров и газонов |
П7 | 300 | 80 | 1000 | - | Для отделения пешеходных дорожек н тротуаров от газонов |
ВП1 | 300 | 150 | 1000 | - | Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок П1-1 и П1-2 |
ВП2 | 300 | 180 | 1000 | - | Для отделения проезжей части магистральных улиц при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок П2-1 и П2-2 |
К1 | 300 | 150 | 1000 | 5 | Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров н газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок П1-1 и П1-2 |
К2 | 300 | 150 | 1000 | 8 | |
К3 | 300 | 150 | 1000 | 12 | |
К4 | 300 | 150 | 1000 | 15 | |
К5 | 300 | 180 | 1000 | 5 | Для отделения проезжей части магистральных улиц от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок П2-1 и П2-2 |
Кб | 300 | 180 | 1000 | 8 | |
К7 | 300 | 180 | 1000 | 12 |
Бортовые камни всех типов, предназначенные для отделения проезжей части городских улиц, дорог и проездов от тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта, должны изготовляться ИЗ тяжелого бетона марки М400 но пределу прочности на сжатие и марки М50 по пределу прочности на растяжение при изгибе; бортовые камин, предназначенные для отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов в городских марках, скверах н на бульварах, - из бетона марок МЗОО и М40 соответственно.
Внешний вид и качество поверхности бортовых камней должны удовлетворять следующим требованиям:
- искривление лицевой поверхности по длине камня не ДОЛЖНО превышать 3 мм на 1 м длины;
- неперпендикулярность боковых (торцовых) и продольных лицевых плоскостей не должна превышать 2 мм;
- отклонение лицевой поверхности криволинейных бортовых камней от проектной кривизны не должно превышать 5 мм;
- трещины на камне не допускаются, за исключением поверхностных; усадочные трещины допускаются шириной не более 0,1 мм.